МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 43» ПЕТРОПАВЛОВСК – КАМЧАТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППОВОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ 1 КЛАССОВ для классов малой наполняемости и обучающихся в форме инклюзии (занятия с дефектологом)
Класс: 1 Составитель: учитель-дефектолог Воронина Т.В.
г. Петропавловск - Камчатский 2020 г. Данная программа – это курс специальных групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности учащихся с ОВЗ. При изучении индивидуальных особенностей школьника принимаются во внимание следующие показатели: психофизическое состояние и развитие ребенка, особенности и уровень развития познавательной сферы, особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных АООП. Программа коррекционной работы позволяет учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Для обучающихся, нуждающихся в особых условиях обучения в соответствии с темпом и уровнем усвоения образовательной программы, актуально введение коррекционно-развивающего курса занятий учителя-дефектолога, направленного на устранение пробелов в знаниях. Данный курс способствует реализации адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП). При организации коррекционно – развивающей работы значительное внимание уделяется психологическим индивидуальности обучающегося, своеобразию поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно – развивающая работа осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. Занятия направлены на исправление недостатков психического развития обучающегося. Коррекционно - развивающие занятия, реализуемые во внеурочной деятельности, будут способствовать уменьшению различных, детских трудностей. Занятия полезны для освоения всех предметных областей, поскольку недостатки со стороны основных познавательных процессов, саморегуляции, адаптивности, а также несформированность школьной мотивации и (или) мотивационные искажения препятствуют успешному обучению даже в специально созданных условиях. Участие ребенка в коррекционных занятиях способствует уменьшению эмоциональной напряженности, недостатков саморегуляции, повышает общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности, что благотворно влияет на мотивацию учения. У обучающихся с ОВЗ обычно наблюдаются различные нарушения и/или дефициты развития психофизических функций (внимания, мелкой ручной моторики, зрительно - пространственных представлений, фонематических процессов и проч.), которые мешают овладению содержанием учебных предметов. Упражнения, способствующие преодолению вышеперечисленных дисфункций, включаются в работу по коррекции и развитию познавательной сферы обучающихся. Групповые коррекционные занятия проводятся с обучающимся 1-х классов, которым по заключению ПМПК рекомендованы занятия с дефектологом. Цель программы: коррекция познавательной сферы детей. Задачи программы: 1.Диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов у детей (восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности). 2.Стимулирование интереса к учебной и игровой деятельности. 3.Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности. Занятия проводятся по утвержденному расписанию, один раз в неделю, продолжительность одного занятия составляет 35 минут. Продолжительность программы 1 учебный год (1 класс начальной школы) при нагрузке 1 час в неделю: 29 часов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Допускается модификация программы в ходе реализации по мере необходимости.
Раздел «КОРРЕКЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ». Важными задачами коррекционного курса являются:
Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности человека, основой ориентации человека в мире и обществе. Развитие восприятия не происходит, само собой. Детей нужно учить выделять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия, воспитания наблюдательности является сравнение. Для развития пространственных представлений необходимо использовать наглядный материал; учить детей смотреть, слушать, выделять главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей: развивать пространственные представления. Внимание учащихся с ОВЗ характеризуется повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание. Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются в результате специальных упражнений. Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У всех школьников с ОВЗ наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех видов запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала. На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно - логическая). Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить, научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и произвольную память. В развитии мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ обнаруживается значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления. В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными. Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е., визуализировать. Для учащихся с ОВЗ наиболее сложными являются задачи проблемного характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических задач развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему) и дедуктивного (от общего к единичному) умозаключения. Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов. Количество часов по коррекции и развитию психомоторики и сенсорных процессов может быть скорректировано дефектологом по усмотрению неосвоенных тем. Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Н.В. Бабкина Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 2002. 2. Бабкина Н.В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2000. 3. Т. В. Векшина, М. Н. Алимпиева Практический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении программы начальной школы. 4. Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006. 5. Волкова Т.Н. Развитие памяти и внимания - М.: Издательство РОСТ, 2006. 6. Голубь В.Т. Графические диктанты. -М.: Издательство Смысл, 2017. 7. Горохова А.М. Считаем быстро и правильно. -М.: Издательство РОСТ, 2018. 8. Комплексная коррекция трудностей обучения в школе / под ред. Ж.М. Глозман, А.Е. Соболевой.- М.: Смысл, 2014. 9. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)/ Методическое пособие, 1 класс. М.: Издательство РОСТ. 2019 г. 10. Мищенкова Л.В. ЛЮБО ЗНАТЬ: загадки, пословицы, фразеологизмы…/ Методическое пособие для 1 класс. М.: Издательство РОСТ. 2015 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 93 | |
Всего комментариев: 0 | |