Использование коррекционных упражнений в процессе обучения.

Эмоционально-волевая сфера личности включает в себя два тесно взаимосвязанных понятия, одним из которых являются человеческие эмоции и чувства, а другим – воля. Развитие устойчивой волевой сферы и сильной эмоциональной стороны детей важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет в младшем школьном возрасте, поскольку все стороны учебной деятельности школьников сопровождаются определенными волевыми усилиями и эмоциями.

Основные теоретические положения в коррекционной работе по эмоционально-волевому развитию:

- эмоциональная сфера тесно связана с мотивацией, обусловлена потребностями и оказывает влияние на любое проявление активности;

- в процессе освоения социального опыта ребенок постепенно овладевает нормами выражения эмоций, повышается способность к произвольной регуляции;

- ребёнку необходима эмоциональная поддержка, так как без неё может развиваться чувство отчуждения (на этом фоне могут возникнуть негативные эмоциональные образования в виде проявлений тревожности, агрессивности);

- агрессивное поведение во многих случаях есть не что иное, как эмоциональная реакция на ситуацию (эмоциональные и поведенческие реакции во многом зависят от внешних условий и от отношения ребенка к окружающим);

- неиссякаемым источником позитивных и негативных  переживаний является отношение личности к себе, её самооценка.

Учитель в своей работе может использовать следующие упражнения:

1.Психологические речевые настройки (организационный этап урока).

Например, «Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашем классе светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому мы с вами будем почаще улыбаться друг другу».

2.Рисуем настроение (организационный этап урока).

Детям можно предложить следующее задание:

выполни рисунок на тему: «Мое настроение сейчас». 

3.Упражнения на формирование у детей навыка саморегуляции (физминутка)

Например: упражнение «Лимон». Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку.

4.«Минутная релаксация» (физминутка).

Использование методов музыкотерапии.

Профилактика психоэмоционального стресса, формирование положительного эмоционального настроя перед информационными нагрузками.

5.«Минутки внимания» - игры-минутки на развитие самоконтроля (закрепление темы)

Например, называйте ребёнку различные слова (стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т. д). Он должен, по договорённости, отреагировать на определённые слова. Ребёнок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, птицу. Если ребёнок сбивается, повторите задание снова.

5.Использование упражнений и приемов на повышение учебно-познавательной мотивации.

Русский язык.

  • «Замени цифры буквами алфавита и прочитай слово»

2 10 13 6 20 -билет

26 16 22 7 18 -шофёр

33 2 13 16 12 16 -яблоко

  • «За кем последнее слово?»

Эта игра научит образовывать слова от данного корня и находить корень в родственных словах, подбирать однокоренные слова. Один из учащихся, называет какое – либо слово. Второй называет другое слово с этим же корнем. Выигрывает тот, кто последним назовет слово с данным корнем.

Слова с корнем вод:

Вода, водица, водичка, водник, водовоз, водомерка, водопровод, водород, подводный, водяной, водоросль, безводный, водохранилище, водопой, водопровод, земноводный…

  • Ребусы, кроссворды, головоломки, лабиринты.

Позволяют ребенку потренировать внимание, память, формировать саморегуляцию, контроль за своей деятельностью.

Математика.

Одной из основных задач при обучении математике является выработка у ребят навыка хорошего счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляют интерес к счету, на уроках можно использовать различные приемы, направленные на выработку вычислительных навыков учащихся:

  • Найди пару. Соедини линиями выражения из первого столбика с выражениями из второго столбика

Числа, которые складываем

Значение суммы

Результат сложения

Слагаемое

При сложении стоит на первом месте

Сумма

Выражение со знаком плюс

Второе слагаемое

В выражении на сложение- второе число

Первое слагаемое

  • Блиц – ответы на вопросы.

1. К какому числу нужно прибавить 7, чтобы получить 12?

2. Из какого числа надо вычесть 6, чтобы получить 80?

3. Сумма каких двух одинаковых чисел равна 14, 16, 50, 80?

4. Какое число нужно прибавить к 40, чтобы получить: 80, 50, 60? И т.п.

  • Задания в стихах, для развития логического мышления, формирования положительного отношения к предмету.

-В саду розы расцвели.

Сосчитать мы их пришли.

Девять красных, белых три.

Сколько вместе, назови! (9+3=12)

-У малышки-мартышки
На столе лежали книжки.
Девять книжек про зверей,
А четыре — про детей.
Кто из наших ребятишек

Скажет, сколько у мартышки книжек? (9+4=13)

  • Реши кроссворд.

Окружающий мир.

На уроке можно использовать приём “Фантастическая добавка”

-Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке. Давайте расшифруем названия животных, которые там обитают.

РАСУСТ /страус/ ДУЗЕМА /медуза/ КУТИЛА /улитка/ КРИКОЛ /кролик/.

6.Отвлечение (подойдёт для гиперактивных или тревожных детей). Займите учащегося какой-нибудь деятельностью - все равно, какой: дайте порисовать, выполнить 2-3 минутное поручение. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации исполняет роль громоотвода, - помогает отвлечься от внутреннего напряжения, «спустить пар».

7.Общение. (по необходимости). Побеседуйте с  учащимися  на какую-нибудь отвлеченную тему. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется «здесь и сейчас».

8.Психогимнастические упражнения (на игровой физкультуре).

Содержание этюдов не читается детям, ситуация эмоционально пересказывается. Это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему. Можно, например, проиграть ситуацию, которая произошла в группе (классе) или сюжет, почерпнутый из прочитанной сказки.
Герои (мальчик, девочка) обозначены в этюдах условно: в зависимости от того, кто проигрывает упражнение, можно менять героя, даже присваивая ему имя играющего ребенка.
Не стремитесь к одному, «правильному» изображению того или иного настроения (эмоции). Дайте возможность детям проявить себя, свою индивидуальность. Пусть каждый создаст свою версию, обсудите с ними, у кого наиболее ярко передано настроение, почему, какими средствами.

  • Новая кукла (этюд на выражение радости)

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

  • Баба-Яга  (этюд на выражение гнева)

Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

  • Фокус (этюд на выражение удивления)

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Таким образом, усилия учителя, направленные на формирование эмоциональной волевой сферы ребенка по мере его развития заключаются в том, что чувства начинают приобретать новое значение и смысл в его внутреннем мире, формируются мотивы общения и взаимодействия, укрепляется саморегуляцию поступков. Использование вышеизложенных методов и приемов сформируют у детей эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, сверстникам и окружающим.

Категория: Методические разработки и материалы | Добавил: Первая (16.11.2020)
Просмотров: 92 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar